История Калуги


Ранний период
По данным археологии, первые поселения на территории современной Калуги возникли ещё в V—VII тысячелетии до н. э. В ходе раскопок были обнаружены две кремнеобрабатывающие мастерские эпохи мезолита и несколько неолитических стоянок, располагавшихся вблизи берега Оки по обеим её сторонам. На этих стоянках проживали охотники и рыболовы, представители Льяловской культур.


 В районе Турынинских двориков обнаружено поселение бронзового века, принадлежавшее вытеснившим неолитических охотников скотоводам фатьяновской культуры. На берегу р. Можайки возле села Ромоданова в раннем железном векесуществовало городское поселение, населённое земледельцами и скотоводами верхнеокской культуры, принадлежавших к балтской языковой общности. Это поселение продолжало существовать и в I тысячелетии н. э., когда территорию Калужского края населяли балтоязычные племена мощинской культуры. Другое укреплённое поселение этих племён находилось в IV—VII веках на Ждамировом городище. Наследием этого древнего этноса являются многочисленные названия рек и озёр края, имеющие восточно-балтское происхождение. Последним остатком балтоязычного населения Поочья было летописное племя голядь, сохранявшееся в междуречье Протвы и Нары до XII века н. э.

С VII века н. э. в бассейне Верхней Оки начали селиться славяне, ассимилировавшие местное население и образовавшие племенной союз вятичей. Вятичи занимались пашенным земледелием и скотоводством и вели активную торговлю с Месопотамией и Персией, свидетельством чего явились многочисленные клады арабских монет, найденные в регионе Верхней и Средней Оки. На территории Калужской области сохранилось множество городищ и курганных захоронений вятичей, племенная принадлежность которых определяется наличием характерных женских украшений — семилопастных височных колец. Созданная вятичами археологическая культура именуется ромено-боршевской. По мнению академика Б. А. Рыбакова, основанному на сообщениях арабских географов, вятичи имели развитую социально-политическую организацию, глава которой именовался «князем князей» или «светлым князем». Князь обладал военной и судебной властью и ежегодно объезжал свои владения полюдьем. Его столицей арабские источники называют город Хордаб, который историки отождествляют со славянским городом Корьдно, упомянутым в Поучении Владимира Мономаха. Вятичи долго боролись за независимость от Киевской Руси и упорно держались за свою языческую религию, сопротивляясь попыткам христианизации; одной из жертв этого противостояния стал убитый язычниками-вятичами Киево-Печерский монах Кукша. Окончательное покорение вятичей произошло только в конце XI века после военных походов Владимира Мономаха. С XII века н. э. регион Верхней Оки входил в состав Черниговского княжества

Калужские городища
Первые раскопки на городище в устье Калужки были проведены в конце XIX века археологом И. Д. Четыркиным, который обнаружил на нём следы пожарища и остатки гончарной посуды. Последующие раскопки показали, что на месте городища в устье реки Калужки в XI—XV веках был город, что подтверждается находками древнерусских и позднесредневековых гончарных изделий.

Городище в окрестностях села Ждамирова не менее древнее. На его месте ещё в IV—VII веках существовало поселение мощинской культуры, а с XII-го до конца XIV, начала XV веков — древнерусское укрепленное поселение. По мнению Т. Н. Никольской, это был феодальный замок.

Симеоново городище на Яченке датируется по данным археологии XIV—XVI веком. Эта крепость могла быть заложена уже московским князем Симеоном Гордым, правившим с 1340 по 1353 г., хотя большинство историков связывает название городища с калужским князем Семёном Ивановичем, правившим в XVI веке.

Археологические исследования на месте городской крепости в Парке культуры и отдыха показали полное отсутствие каких-либо находок ранее XVI века. Из этого археологами было сделано предположение, что древнейшая Калуга возникла на берегу реки Калужки, в XIV веке была перенесена на берег реки Яченки, и только в XVI веке, — на берег Березуйского ручья, где ныне находится исторический центр города.

Первые упоминания
Вскоре после татаро-монгольского нашествия XIII века Черниговское княжество распалось на множество уделов, получивших название Верховских княжеств. От Черниговского княжества отделились Карачевское, Новосильское и Тарусское, а от них — Козельское, Мосальское, Мезецкое, Воротынское, Перемышльское, Белёвское, Одоевское, Мценское, Звенигородское, Болховское, Оболенское, Волконское, Мышецкое, Конинское и ряд других. В 13-14 вв. район современной Калуги входил в состав какого-то из Верховских княжеств, возможно, Новосильского или Тарусского, а с середины 14 в. стал объектом борьбы московских и литовских князей.

Усиление Московского княжества и Великого княжества Литовского происходило одновременно, а граница между их владениями с конца 14 в. проходила по р. Угре. Распространение власти Москвы на регион между Окой и Угрой начиналось постепенно. Ещё в первой половине 14 в. московским митрополитом Петром был куплен у тарусских князей город Алексин, а затем боярин Александр Пересвет приобрёл у них земли к западу от Алексина, названные «Пересветовой куплей». В 1352 г. московский князь Симеон Гордый во время военного похода против смолян дошёл до берегов Угры. Во второй половине 14 в. московские князья выменяли у рязанского князя район верхней Протвы, на которой были построены города Верея, Боровск, Вышгород и Лужа (Малоярославец), а в 1371 г. боярин Фёдор Андреевич Свибло «вытягал» у Смоленских князей города Медынь и Тов. Таким образом, границы Московского княжества подошли вплотную к территории современной Калуги. По мнению историка В. Н. Темушева, волость Колуга, занимавшая пространство вокруг р. Калужки, была приобретена московскими князьями у тарусских или новосильских князей.

Однако великие князья литовские полагали, что Калуга была отнята Москвой у них. С этим связано первое упоминание Калуги, которое содержится в письме литовского князя Ольгерда константинопольскому патриарху Филофею (1371 год). Письмо написано на греческом языке; в нём Ольгерд сообщает, что московитяне с благословения митрополита Алексея отобрали у него ряд пограничных городов, в числе которых он называет и Колугу (в греческом оригинале: «τήν Κολούγάν», где «τήν» — артикль винительного падежа единственного числа женского рода, а «ν» — окончание того же падежа, числа и рода)

XV век
После смерти Дмитрия Донского город перешёл к его сыну Андрею Дмитриевичу Можайскому, а после смерти последнего к его сыновьям Ивану и Михаилу. Этот период отмечен сильным влиянием Можайска на культуру Калуги, что сказалось, в частности, в особом почитании здесь св. Николы Можайского. В правление Василия Тёмного в 1454 г. Можайское княжество было упразднено, и Калуга вновь перешла во владение Москвы. В своей духовной грамоте Василий Тёмный завещал Боровск, Суходровль и Калугу с Алексином своему сыну Ивану, а Можайск с Медынью — сыну Юрию. В правление Ивана III город находился в непосредственном подчинении Московского князя, который, по сообщению Сигизмунда Герберштейна, держал в нём регулярное войско против набегов татар. Развитие города в этот период связано с его стратегическим положением пограничной крепости на рубежах Московского государства.

В 1480 г. в непосредственной близости от Калуги развернулись события Стояния на Угре. Недовольный прекращением выплаты московской дани, хан Большой Орды Ахмат предпринял грандиозный поход на Московское государство. Не решившись форсировать Оку под Коломной, хан решил сделать обходной манёвр и вторгнуться в Московское государство с литовской территории, через реку Угру, на которой было множество мелей и бродов. Узнав об этом, Иван III направил своего сына Ивана Молодого и брата Андрея Меньшого к Калуге, поручив защищать берега Угры от татарского вторжения. В октябре татарские войска расположились на правом, а русские — на левом берегу Угры. Оборонительная линия русских войск, протянувшаяся от Калуги до Опакова, составила около 60 вёрст. Ставка Ивана III располагалась в г. Кременце на р. Луже, а ставка Ивана Молодого и Андрея Меньшого — в с. Дворцы, близ монастыря Тихонова пустынь. Войска Ахмата предприняли несколько попыток перейти через Угру, но каждый раз были отбиваемы московской конницей и пехотой, имевшей на вооружении огнестрельное оружие. В ноябре, с наступлением холодов, Ахмат отступил от московских границ, и Иван III отвёл свои войска к Боровску. Эти события положили конец татаро-монгольскому игу над Русью.

XVI век
Столицей своего княжества Семён Иванович избрал Калугу, а его княжеский дворец, по преданию, располагался на берегу р. Яченки, где теперь находится Семёново городище. В 1511 г., недовольный единовластием Василия III, Семён Иванович хотел бежать в Литву, однако о его замысле стало известно великому князю. Князь был вызван в Москву и в присутствии митрополита просил Василия III о помиловании. Государь простил младшего брата, однако для надёжности переменил у него всех бояр и детей боярских.

В мае 1512 г. Калужское княжество подверглось нападению Крымского хана Менгли-Гирея, сыновья которого Ахмат-Гирейи Бурнаш-Гирей опустошили окрестности Белёва, Алексина, Воротынска и вплотную подступили к Калуге. Семён Иванович возглавил оборону города против агарян (крымских татар). Не дожидаясь осады крепостных стен, князь вышел с судовой ратью на реку Оку и лично сражался с татарами с боевого судна. Летописи Калужского Лаврентьева монастыряповествуют о вмешательстве в ход битвы святого Лаврентия Калужского, именем которого назван монастырь, юродивого, который с секирой в руках вдохновлял горожан на победу. В память об этом подвиге св. Лаврентий изображается на иконах с древним оружием.

В 1514 г. Семён Иванович вместе с Василием III и братом Юрием участвовал во взятии Смоленска, отвоёванного у Литвы.

В июне 1518 г., вернувшись вместе с Василием III с охоты под Волоколамском в Москву, калужский князь скоропостижно умирает. На момент смерти ему был всего 31 год. Некоторые историки (напр. А. Зимин) полагают, что князь был отравлен по приказу великого князя. Похоронен в усыпальнице Архангельского собора Московского кремля. После смерти Семёна Ивановича Калужское княжество, просуществовавшее 11 лет, было упразднено и Калуга вновь перешла во владение Москвы.

В XVI веке калужская крепость была перенесена с Семёнова городища на новое место — берег Оки между реками Березуйкой и Городенкой, где теперь находится парк культуры и отдыха. Крепость была деревянной и полностью выгорела во время пожара 1622 г. В XVI же веке на северо-западной окраине города была построена крепость Калужского Лаврентьева монастыря. Монастырь стоял на берегу р. Яченки и закрывал подступы к городу со стороны Боровской дороги. Позднее, во времена Смутного времени, он не раз выдерживал вражеские осады.

В начале XVI века через Калугу проходила линия обороны южных границ Русского государства: по берегу Оки — от города Болохова через Белёв до Калуги и далее через Серпухов и Коломну до Переяславля-Рязанского. В исторических документах этот рубеж именовался «Берег». Калуга, как сторожевая застава и город-крепость, построенный на Оке, невдалеке от впадения в неё реки Угры, была форпостом Русского государства, преградой от набегов иноземцев с юга и запада.

В 1576 году в город прибыл царь Иван Грозный, чтобы лично руководить боевыми действиями против крымского хана Девлет-Гирея. В 1584 калужский воевода Михаил Безнин-Нащокин наголову разбил войско крымских татар в устье реки Выссы.

В XVI же веке Калуга становится торговым городом, который славится развитыми ремёслами и искусством иконописи.

XVII век
С 1601 по 1603 годы Калуга пережила Великий голод, охвативший большую часть европейской территории Русского царства во время правления Бориса Годунова. Значительная часть населения устремилась в малонаселённые южные и восточные регионы страны — низовья Дона, Волги, Яика и в Сибирь.

Калуга сыграла видную роль в событиях Смутного времени. Военный характер города накладывал отпечаток на его жителей, которые были мало склонны к гражданскому порядку и спокойной жизни. Поэтому уже с появлением первого самозванца Калуга в числе первых городов встала на его сторону.

После гибели Лжедмитрия I, в 1606 г., город радушно принял в свои стены отряды Ивана Болотникова, который привёл с собой более 10 тыс. повстанцев. Его поддерживали терские казаки и новый самозванец — царевич Лже-Пётр. Болотников укрепил город и несколько раз успешно отражал наступления московских воевод; зимой 1606—1607 гг. Калуга под его руководством выдержала четырёхмесячную осаду.

После того, как московские отряды были разбиты союзником Болотникова князем Андреем Телятевским, его войска пополнились 15 тыс. перебежчиков, что дало повстанцам возможность занять Тулу. Уходя, Болотников оставил в Калуге атамана Скотницкого, который столь же успешно отражал войска Шуйского. По сообщению Конрада Буссова, Скотницкий был шотландцем, настоящая фамилия которого была Альберт Вандтман; впоследствии он был убит по приказу второго самозванца.

В 1608 году, с появлением Лжедмитрия II, Калуга одним из первых городов признала его своим государем и в дальнейшем служила ему верой и правдой. Для сторонников самозванца, обосновавшихся в Тушинском лагере, Калуга была надёжным тылом, куда они отправляли для безопасности своих жён и детей. Поэтому в 1609 г., поссорившись со своими союзниками-поляками, Лжедмитрий принял решение бежать в Калугу. 29 декабря 1609 года «тушинский царь» прибыл в город и остановился в Лаврентьевом монастыре, откуда с монахами направил в город послание, содержащее призывы бороться против поляков

Тем не менее, созданный Лжедмитрием II политический режим просуществовал недолго. Самозванца погубил развязанный им террор, который современники сравнивали с опричниной Ивана Грозного. Людей, заподозренных в измене, предавали пыткам и казнили, не считаясь с их знатностью. Одной из жертв этого террора пал касимовский хан Ураз-Мухаммед, уговаривавший своего сына оставить службу у самозванца. Лжедмитрий приказал убить старика, а его тело бросить в воду, татарам же, находившимся у него на службе, сообщил, что хан куда-то бежал. Друг убитого, крещёный татарин Пётр Урусов, упрекнул царя этим убийством, за что был брошен в тюрьму и бит кнутом. Выйдя из тюрьмы, Урусов решил отомстить обидчику. 11 декабря 1610 г. Лжедмитрий, в сопровождении русских и татар, выехал на поле на р. Яченке на охоту. Едва он отъехал от города, князь Урусов, поравнявшись с ним, прострелил его насквозь и отрубил ему голову, промолвив при этом: «Я научу тебя топить ханов и сажать в темницу князей, которые служили тебе верно, негодный обманщик», — после чего бежал в степи. Некоторые историки полагают, что убийство было организовано поляками. Калужане, узнав о гибели своего «царя», были сильно огорчены и устроили татарский погром. Самозванца похоронили с большими почестями в Троицком соборе калужской крепости. Власть в городе перешла в руки Заруцкого и Трубецкого.

В декабре 1610 года (по другим источникам — в январе 1611 года) в Калуге родился сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек Иван Дмитриевич, прозванный «Ворёнком», который впоследствии фигурировал в качестве претендента на царский престол. После смерти самозванца Заруцкий и Трубецкой вместе с П. П. Ляпуновым возглавили Первое народное ополчение и в 1611 г. освободили от поляков большую часть Москвы. Однако затем их пути разошлись: после убийства Ляпунова Трубецкой примкнул ко Второму народному ополчению К. Минина и Д. Пожарского, а Заруцкий вместе с Мариной Мнишек продолжил борьбу за власть. После прихода к власти Романовых, в 1614 г., Заруцкий и Марина были схвачены и привезены в Москву; Заруцкий был посажен на кол, Марина брошена в тюрьму, а её трёхлетний сын повешен.

В 1611 году Калуга была захвачена польскими интервентами и находилась в тылу захватчиков. Только в 1612 году город был освобождён. И ещё в течение нескольких лет находился в центре боевых действий. В окрестностях Калуги действовал отряд польского полковника Лисовского численностью около двух тысяч человек.

В 1615, 1616 годах город вновь подвергся нападению войск крымских татар, причинившее большой урон городу. В 1617 году город был осаждён отрядами польского королевича Владислава IV. Оборону города возглавлял князь Пожарский. В 1618 году Калугу разорили запорожские казаки и войска гетмана Сагайдачного. Когда в 1619 году было заключено перемирие между Москвой и Варшавой, русско-польская граница стала проходить неподалёку от Калуги. На некоторое время город вновь получил приграничный статус. В результате неоднократных нашествий неприятелей во втором десятилетии XVII века погибла большая часть населения города. В запустении оказались также окружавшие город сёла и деревни. В 1620 году царь Михаил Фёдорович даже освободил Калугу от уплаты податей на 3 года. Спустя два года в 1622 году в Калуге произошёл сильный пожар, после которого налоговые льготы для города царь продлил на тот же срок.

В 1626 году писцом В. Плещеевым произведена опись Калуги, которая содержит сведения о топографии и состоянии города. В середине XVII в. в городе был выстроен новый деревянный кремль, сменивший сгоревшую в 1622 г. крепость. Одним из его создателей был инженер и печатник А. М. Радишевский, который считается основателем рода Радищевых. Кремль имел четырёхгранную форму; высота его стен составляла 8,5 м, протяжённость — 1,5 км. Башни были высотой от 10 до 15 м, самыми высокими были угловые и три проезжие башни; над всеми возвышалась дозорная Ильинская башня, рядом с которой на стене под шатром висел вестовой колокол. Ворота в Водяной башне выводили к Оке. В крепости находились Троицкий собор, построенный ещё в XVI в., две церкви, дом воеводы, дворы соборного причта, приказная изба, кладовая для казённых запасов, осадные дворы служилых и посадских людей и другие строения. В 1687 г. на месте деревянного Троицкого собора был возведён каменный храм. Всего в городе было 27 церквей, из которых три были каменными. 

XVIII век
В XVIII веке Калуга становится губернским центром. Губернии были введены административной реформой Петра I в 1708 г. Первоначально их было всего восемь, и территория нынешнего Калужского края была поделена между Московской и Смоленской губерниями.

Калуга и города к северу от Оки — Медынь, Таруса, Малоярославец, Боровск — вошли в состав Московской губернии, города же, лежащие к югу от Оки — Серпейск, Мосальск, Мещовск, Козельск, Лихвин, Перемышль, Воротынск — в состав Смоленской губернии.

Новой реформой 1719 г. губернии были поделены на более мелкие административно-территориальные единицы — провинции, возглавлявшиеся воеводами. Калуга стала центром Калужской провинции, в состав которой вошли города Калуга, Воротынск, Козельск, Лихвин, Медынь, Мещовск, Мосальск, Одоев, Перемышль и Серпейск (города Таруса, Оболенск, Боровск и Малоярославец вошли в состав Московской провинции). Первым калужским провинциальным воеводой был назначен стольник Д. Бестужев. В 1720 г. в Калужской провинции насчитывалось 19 тыс. дворов и 158 тыс. душ мужского пола.

При Петре I в Калуге была открыта школа «для обучения дьячих и подьяческих детей и прочих чинов цыфири и геометрии». В 1720 г. по указу императора в окрестностях Калуги, на р. Суходрев, для делания парусных полотен купцом Т. Филатовым был выстроен Полотняный завод. В 1702 г. промышленником Н. Демидовым на р. Дугне был основан Дугненский чугунолитейный завод, который в 1717 г. достался его сыну Н. Демидову-младшему. В 1726 г. Н. Демидов-младший основал Брынский железоделательный завод на р. Брынь, а в 1739 г. купил на правобережье Оки Ромодановскую волость с 28 сёлами и деревнями и выстроил железоделательный завод на р. Вырка, в 7 верстах от Калуги. В 1741 и 1752 гг. на Выровском заводе вспыхивали восстания крепостных крестьян.

В 1723 — 1737 годах Калуга обезлюдела в связи с голодом. Практически дотла город сгорал в 1742, 1754, 1756, 1760 и 1761 годах.

В 1748 г. на чердаке дома помещика В. Хитрово в с. Тинькове была найдена («обретена») икона Божьей Матери, получившая название Калужской. На иконе была изображена Богородица в тёмном одеянии с раскрытой книгой в руке. Помещик передал икону в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Калужка, где она, по легенде, стала совершать различные чудеса. С этого времени Калужская икона Божией Матери почитается Русской православной церковью в качестве чудотворной. Калужане обращались за её заступничеством в тяжёлые времена, во время эпидемий и стихийных бедствий.

В 1771 году Калугу настигла эпидемия чумы, во избавление от которой ежегодно 2 сентября устраивался крестный ход с иконой Калужской Божьей Матери.

В 1775 году в результате губернской реформы Екатерины II провинции были преобразованы в губернии, или наместничества, которые делились на уезды. В 1776 г. Калуга стала центром Калужского наместничества, в которое вошли уезды: Калужский, Мосальский, Мещовский, Перемышльский, Серпейский, Козельский, Лихвинский, Одоевский, Боровский, Малоярославецкий, Медынский и Тарусский. Воротынск лишился статуса уездного города. В 1777 г. в составе Калужского наместничества был создан новый Жиздринский уезд.

Первым Калужским наместником стал Генерал-поручик Михаил Кречетников. Одновременно ему было подчинено Тульское наместничество, а в 1778 г., с учреждением Рязанского наместничества, Кречетников стал во главе всех трёх территорий в качестве генерал-губернатора. Своей резиденцией генерал-губернатор избрал Калугу. В городе в это время проживало 17 тыс. жителей, а всего в Калужском наместничестве — 733 тыс. жителей обоего пола.

В 1777 году, 19 января, открывает свой первый театральный сезон Калужский драматический театр, созданный при непосредственном участии М. Н. Кречетникова.

В годы наместничества Кречетникова, продолжавшегося до 1790 г., в Калуге развернулось широкомасштабное строительство. Градостроительная реформа Екатерины II предполагала переустройство российских губернских и уездных городов на основании регулярных планов. Для создания регулярного плана Калуги Кречетниковым был приглашён знакомый ему по Твери архитектор П. Р. Никитин. Составленный Никитиным план был утверждён в 1778 г. Согласно новому плану, направление многих улиц было изменено, они стали широкими и прямыми; были проложены новые улицы, в частности, Садовая (ныне ул. Кирова), ставшая главной улицей города. По проектам Никитина были построены ансамбль Присутственных мест и знаменитый Каменный мост через Березуйский овраг. На мосту располагалось 28 каменных торговых лавок; он давал начало новой улице (ныне ул. Пушкина).

В 1784 году, в год смерти Никитина, началось строительство Калужского Гостиного двора (закончен в 1823 г.); имя его архитектора неизвестно.

В 1785 г., под руководством преемника Никитина, архитектора И. Д. Ясныгина, началось строительство нового здания Троицкого кафедрального собора, с первым в России куполом 17-метрового диаметра. Строительство было закончено в 1811 г., а отделка завершена в 1819 г. Генерал-губернатор Кречетников был меценатом, покровителем наук и искусств; при нём в Калуге были открыты первый драматический театр, несколько училищ, типография, библиотека и духовная семинария. В годы правления Кречетникова Калуга стала одним из самых благоустроенных городов России.

XIX век
Отечественная война 1812 года
Важную роль сыграла Калуга в Отечественной войне 1812 года, фактически став крупнейшей тыловой базой русских войск. Здесь формировалось вооружённое ополчение для действующей армии, заготавливались фураж, продовольствие, собирались денежные средства.

В октябре 1812 г., оставшись в сожжённой Москве без продовольствия, Наполеон принял решение отступать к Смоленску через Калугу, где надеялся захватить крупные склады продовольствия и фуража. Однако русская армия, сосредоточенная у с. Тарутина на р. Наре, загородила подступы к городу. Снабжение тарутинского лагеря взяли на себя калужские купцы во главе с городским головой И. В. Торубаевым. Двинувшись из Москвы по Старой Калужской дороге, французы в обход тарутинского лагеря свернули на Новую Калужскую дорогу, но были встречены русскими войсками у р. Лужи. В бою под Малоярославцем армии Кутузова удалось остановить продвижение французских войск и вынудить их отступать по разорённой Смоленской дороге. Это ускорило гибель наполеоновской армии, отступление которой вскоре превратилось в беспорядочное бегство. Тысячи французских солдат были истреблены калужскими крестьянами. Город Калуга удостоился личной благодарности генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова.

С 1823 года по 8 января 1831 года Калужская губерния с административным центром в городе Калуге находилась в составе Белорусского генерал-губернаторства.

В XIX веке. в городе начался экономический упадок. Упадок был вызван, главным образом, двумя причинами: обмелением Оки и развитием железнодорожного транспорта. К концу века Ока в верхнем течении перестала быть судоходной и торговля по ней практически прекратилась. В то же время строительство железных дорог привело к появлению новых торговых центров, с которыми Калуга уже не могла соперничать. Торговые обороты калужских купцов стали падать, а городская казна пустеть. Если в начале века на Калужской пристани ежегодно загружалось и разгружалось по 500 судов, то к концу века их число снизилось в десять раз. В 1874 г. через Калугу прошёл участок Сызрано-Вяземской железной дороги, соединившей город с Вязьмой и Тулой. Однако это событие не вдохнуло жизни в экономику города. Из губернии вывозились дешёвые товары, в основном хлеб и дрова, пассажирские вагоны ходили полупустые, и дорога была убыточной. Не помогло делу и строительство в 1899 г. Московско-Брянской железной дороги, прошедшей в 17 верстах от города.

К середине XIX века Калуга превратилась в тихий провинциальный город, который использовался как место ссылки для высокопоставленных пленников. Здесь, в частности, отбывали ссылку последний крымский хан Шагин-Гирей, казахский хан Младшего жуза Арынгазы Абулгазиев, дочь грузинского царя Текла Ираклиевна с сыновьями Вахтангом и Дмитрием Орбелиани, сосланными за участие в дворянском заговоре 1832 г., и третий имам Чечни и Дагестана Шамиль, сдавшийся русским властям после поражения в Кавказской войне.

Шамиль прибыл в Калугу 10 октября 1859 года и поселился в трёхэтажном доме купца Сухотина, построенном архитектором И. Д. Ясныгиным для купца И. Г. Билибина; ему было назначено казённое содержание размером в 15 тыс. рублей в год. Имам был тронут великодушным отношением русских властей и признавался, что не ожидал таких милостей от вчерашних врагов. Условия жизни в Калуге привели его в восторг: «Я думаю, только в раю будет так хорошо, как здесь», — говорил он. 26 августа 1866 г. в зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с двумя сыновьями присягнул на верность российскому императору. В 1868 г. бывший имам переехал в Киев, а оттуда отправился в паломничество в Мекку, где и умер 4 февраля 1871 г.

Из других известных людей XIX в. в Калуге проживали декабристы Г. С. Батеньков, П. Н. Свистунов, Е. П. Оболенский, петрашевец Н. С. Кашкин, народник Н. С. Серно-Соловьевич, этнограф и путешественник Г. Н. Потанин; здесь отбывали ссылку народник Н. В. Шелгунов, марксисты А. В. Луначарский, В. А. Базаров и И. И. Скворцов-Степанов. В середине века в город несколько раз приезжал Н. В. Гоголь, состоявший в переписке с местной губернаторшей А. О. Смирновой-Россет; в 1849 г. он проживал в Загородном саду, где работал над вторым томом «Мёртвых душ». Гоголь любил прогуливаться по окрестностям Калуги и говорил, что из-за Оки, из Ромоданова, город напоминает ему Константинополь. В разное время в городе работали философ-славянофил И. С. Аксаков, писатель Г. И. Успенский и публицист А. В. Пешехонов. В Калужской гимназии обучались будущий министр внутренних дел В. К. Плеве и философы К. Н. Леонтьев, С. Н. И Е. Н. Трубецкие.

XX век
Первая мировая война
Известие об объявлении войны Сербии пришло в Генеральный штаб Русской Императорской армии13 (26) июля 1914.

В ту же ночь было введено «Положение о подготовительном периоде», по которому было немедленным и обязательным принятие всеми ведомствами необходимых мер для «подготовки и обеспечения мобилизации армии и флота, крепостей и сосредоточения армии к границам вероятных противников».

16 (29) июля 1914 в городе прошла манифестация в поддержку Сербии, а на следующий день Калужская Городская управа уже занималась работой по вызову, регистрации и размещению запасных нижних чинов в помещениях учебных заведений города.

Начало Первой мировой ознаменовалось стихийными патриотическими шествиями и митингами, показавшими по накалу эмоций что народ воспринимает войну как «великое судьбоносное событие». Жизнь города и губернии в те дни была наполнена патриотическим содержанием и всеобщим подъёмом. Днём начала всеобщей мобилизации в Российской империи стало 18 (31) июля 1914 года. Мероприятия в Калуге были проведены организовано, в надлежащие сроки и в полном объёме. Полицмейстер Калуги сообщал губернатору: «наряд по призыву… выполнен полностью…». Провожали запасных с флагами, гимнами и молитвами, также проводилась мобилизация перевозочных средств. К примеру: 29 июля 1914 года от 16 калужан были приняты повозки, упряжь и брезент, которые были немедленно переданы 17 этапному батальону.

Мобилизационные мероприятия в Калуге, как и по всей стране, проводились организованно, чему способствовал общий подъём патриотических настроений, вызванный вступлением России в вооружённое противоборство с Германией, объявившей ей войну.

2 августа 1914 года, в городе и губернии вступает в силу «Обязательное постановление», по которому «все германские и австро-венгерские подданные мужского пола, в возрасте от 18 до 45 лет», объявлялись военнопленными, им предписывалось встать на учёт. За уклонение или неисполнение этого распоряжения грозили крупный штраф или тюремное заключение.

История развития административно-территориальных образований с центром в городе Калуге
Калужское княжество — русское княжество, существовавшее в 1505 — 1518 годах, во главе с князем Симеоном (Семёном) Ивановичем. В 1505 годупосле смерти своего отца, великого князя московского Ивана III Васильевича, Семён получил в удельное владение города Калугу, Бежецкий Верх и Козельск. Калуга стала резиденцией князя Симеона Ивановича. После смерти князя калужского, Калужское княжество было включено в состав Московского княжества.
Калужская провинция — одна из провинций Российской империи, образованная в 1719 году в составе Московской губернии по указу Петра I «Об устройстве губерний и об определении в оныя правителей». В ноябре 1775 года деление губерний на провинции было отменено.
Калужский уезд — административно-территориальная единица в составе Московской и Калужской губерний, существовавшая в 1708—1929 годах.
Калужское наместничество — административно-территориальная единица Российской империи с 24 августа 1776 года до 1796 года. Наместничества были образованы указом Екатерины II в процессе проведения губернской реформы 1775 года. В результате реформы Павла I, провинции в Российской империи были упразднены.
Калужская губерния — административно-территориальная единица Российской империи и РСФСР, существовавшая в 1796 — 1929 годах.
Калужская советская республика — провозглашённая на территории Калужской губернии в 1918 году после событий Октябрьской революции 1917 года и существовавшая непродолжительное время (февраль-июль 1918 г.) «республика», возникновение которой было результатом противоречий между большевиками и эсерами в органах власти Калуги.
Калужский округ — с 14 января 1929 года административно-территориальная единица Центрально-Промышленной области (3 июня 1929 года переименована в Московскую область), существовавшая в 1929 — 1930 годах. В период существования Калужского округа в его состав входил Калужский район, как один из девяти районов округа. 30 июля 1930 года Калужский округ, как и большинство остальных округов СССР, был упразднён. Районы упразднённого округа отошли в прямое подчинение Московской области. Большая часть районов, входивших в округ, в настоящее время входят в состав Калужской области.
Калужский район — административно-территориальная единица в РСФСР, существовавшая в 1929—1965 годах: с 3 июня 1929 года в составе Центрально-Промышленной области, с 30 июля 1930 года в составе Московской области, с 26 сентября 1937 года в составе Тульской области. 8 сентября 1938 года город Калуга становится городом областного подчинения Тульской области, выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу, оставаясь центром Калужского района. С 5 июля 1944 года, Калужский район в составе вновь образованной Калужской области.
Калужская область — административно-территориальная единица РСФСР и Российской Федерации, образованная 5 июля 1944 года.
город областного значения Калуга — административно-территориальная единица в Калужской области, которой подчинены 73 сельских населённых пункта.
муниципальное образование «Город Калуга» — муниципальное образование со статусом городского округа в составе Калужской области. В состав городского округа входят город Калуга и 73 сельских населённых пункта.

History Of Kaluga

Early period

According to archeology, the first settlements on the territory of Kaluga dates back to V—VII century BC during the excavations were discovered two kamneobrabatyvayuschiy workshops Mesolithic and some Neolithic sites, located near the banks of the Oka, on both sides. At these sites lived hunters and fishermen, representatives of Lyalovo cultures. In the area Turinsky courtyards discovered a bronze age settlement belonging to the Neolithic hunters forcing pastoralists fatyanovo culture. 

On the river Bank Mozhayki near the village of romodanova in the early iron age there was an urban settlement inhabited by farmers and pastoralists of the upper ook culture, belonging to the Baltic language community. This settlement continued to exist in the I Millennium ad, when the territory of the Kaluga region was inhabited by Balto-speaking tribes of the moschin culture. Another fortified settlement of these tribes was located in the IV—VII centuries on zhdamirov Settlement. The heritage of this ancient ethnos are numerous names of rivers and lakes of the region, which have Eastern Baltic origin. The last remnant baltoyazychnye population Poochya was annalistic tribe golyad, which has continued in the area between the Protva and Nara to the twelfth century CE.

Since the VII century ad in the upper Oka basin began to settle the Slavs, assimilated the local population and formed a tribal Alliance of Vyatichi. The Vyatichi were engaged in arable farming and cattle breeding and actively traded with Mesopotamia and Persia, as evidenced by the numerous hoards of Arab coins found in the upper and Middle Oka region. On the territory of Kaluga region preserved a lot of mounds and mounds Vyatichi tribal affiliation which is determined by the presence of typical women's jewelry — seven-bladed temple rings. Created Vyatichi archaeological culture is referred to romeno-Borshevsky. According to academician B. A. Rybakov, based on the reports of Arab geographers, Vyatichi had a developed socio-political organization, the head of which was called "Prince of princes" or "light Prince". The Prince had military and judicial power and annually traveled around his possessions polyud. It the capital of the Arab sources the city is called Jordan that historians identify with the Slavic town Cardno mentioned in the Precept of Vladimir Monomakh. Vyatichi long fought for independence from Kievan Rus and stubbornly held on to their pagan religion, resisting the attempts of Christianization; one of the victims of this confrontation has become a dead Gentile Vyatichi of the Kiev-Pechersk monk Kuksha. The final conquest of the Vyatichi occurred only at the end of the XI century after the military campaigns of Vladimir Monomakh. Since the XII century ad the upper Oka region was part of the Chernigov Principality

Kaluga settlements

The first excavations on the settlement at the mouth of the Kaluga were carried out in the late XIX century by archaeologist I. D. Chetyrkin, who found traces of fire and the remains of pottery. Subsequent excavations have shown that on the site of the settlement at the mouth of the river Kaluga in the XI—XV centuries was a city, as evidenced by the findings of ancient and late medieval pottery.

Settlement in the vicinity of the village zhdamirova no less ancient. In its place in the IV—VII centuries there was a settlement of moshino culture, and from the XII-th to the end of XIV, early XV centuries — old Russian fortified settlement. According to T. N. Nikolskaya, it was a feudal castle.

Simeonovo settlement on the Barley is dated according to archeology XIV—XVI century. This fortress could have been founded by the Moscow Prince Simeon the Proud, who ruled from 1340 to 1353, although most historians associate the name of the settlement with the Kaluga Prince Semyon Ivanovich, who ruled in the XVI century.

Archaeological research on the site of the city fortress in the Park of culture and recreation showed the complete absence of any findings before the XVI century. From this, archaeologists had assumed that ancient Kaluga was established on the banks of the river Celuici, in the fourteenth century was moved to the river Bank Acency, and only in the XVI century, on the Bank Barasuisho of the Creek, where now is located the historic centre of the city.

The first mention

Soon after the Tatar-Mongol invasion of the XIII century Chernihiv Principality was divided into many destinies, called the Upper principalities. From the Chernigov Principality separated Karachevsky, Novosil and Tarusa and from them Kozelsky, Mosal, Mezetsky, Vorotynskoe, Przemysl, Belevskoe, Odoevskoe, Mtsensk, Zvenigorod, Bolkhovskaya, Obolenskoe, Volkonskoye, Myshetskoye, Koninskie and several others. In the 13th-14th centuries the district of modern Kaluga was a part of some of the Upper principalities, perhaps novosilsky or Tarussky, and from the middle of the 14th century. became the object of struggle between Moscow and the Lithuanian princes.

The strengthening of the Moscow Principality and the Grand Duchy of Lithuania took place simultaneously, and the border between their possessions from the end of the 14th century passed along the Ugra river. The extension of Moscow's power to the region between Oka and Ugra began gradually. In the first half of the 14th century, Metropolitan Peter of Moscow bought the city of Aleksin from the Tarus princes, and then boyar Alexander Peresvet bought from them lands to the West of Aleksin, called "Peresvet purchase". In 1352 the Prince of Moscow Simeon the Proud during the military campaign against Smolyan reached the shores of the Ugra. In the second half of 14 century. the princes of Moscow traded for Prince of Ryazan district of the upper river Protva, where was built the city of Vereya, Borovsk, Vyshgorod and Puddle (Paris), and in 1371 the boyar Fedor Andreevich Sviblo "vitagel" Smolensk princes town Medyn and Comrade. Thus, the borders of the Moscow Principality came close to the territory of modern Kaluga. According to the historian V. N. Temusheva, koluga parish, which occupied the space around the Kaluzhka river, was acquired by the Moscow princes from the Tarus or novosilsky princes.

However, the Grand Dukes of Lithuania believed that Kaluga was taken away from them by Moscow. The first mention of Kaluga is connected with it, which is contained in the letter of the Lithuanian Prince Olgerd to the Patriarch of Constantinople Philotheus (1371). The letter is written in Greek; in it, Olgerd reports that the Muscovites with the blessing of Metropolitan Alexei took away from him a number of border towns, among which he calls koluga (in the Greek original: "τήν Κολούγάν", where "τήν" is the article of the accusative case of the singular feminine, and "ν" is the end of the same case, number and genus)

XV century

After the death of Dmitry Donskoy, the city passed to his son Andrei Dmitrievich Mozhaisk, and after the death of the latter to his sons Ivan and Mikhail. This period was marked by a strong influence of Mozhaisk on the culture of Kaluga, which affected, in particular, in the special veneration here of St. Nicholas of Mozhaisk. In the reign of Vasily the Dark in 1454 Mozhaisk Principality was abolished, and Kaluga again came into the possession of Moscow. In his spiritual letter Vasily the Dark bequeathed Borovsk, Suhodol Kaluga and Aleksin with his son Ivan, and Mozhaysk with the Medyn — son, Yuri. During the reign of Ivan III, the city was directly subordinate to the Moscow Prince, who, according to Sigismund Herberstein, kept a regular army against the raids of the Tatars. The development of the city in this period is connected with its strategic position of the border fortress on the borders of the Moscow state.

In 1480, in the immediate vicinity of Kaluga events unfolded Standing on the eel. Dissatisfied with the termination of the payment of Moscow tribute, Khan of the Great Horde Akhmat made a Grand campaign against the Moscow state. Not having decided to force the Oka near Kolomna, Khan decided to make a roundabout maneuver and invade the Moscow state from Lithuanian territory, across the river Ugra, where there were many shoals and fords. Having learned about this, Ivan III sent his son Ivan the Young and his brother Andrew the Younger to Kaluga, instructing to protect the banks of the Ugra from the Tatar invasion. In October, Tatar troops settled on the right, and Russian — on the left Bank of the Ugra. The defensive line of the Russian forces stretching from Kaluga to Opaque, was about 60 miles. The rate of Ivan III was located in Kremenets on the river. Puddle, and the rate of Ivan the Young and Andrew the Smaller — in the village. Palaces, near the monastery Tikhonov deserts. Akhmat's troops made several attempts to cross the Ugra, but each time they were repulsed by the Moscow cavalry and infantry, which had firearms. In November, with the onset of cold weather, Akhmat retreated from the Moscow borders, and Ivan III led his troops to Borovsk. These events put an end to the Tatar-Mongol yoke over Russia.

XVI century

The capital of his Principality Semyon Ivanovich chose Kaluga, and his princely Palace, according to legend, was located on the Bank of the river. Yachenka, where now is Semenovo settlement. In 1511, dissatisfied with the sovereignty of Basil III, semen Ivanovich wanted to flee to Lithuania, but his plan became known to the Grand Duke. The Prince was summoned to Moscow and in the presence of the Metropolitan asked Vasily III for pardon. The Emperor forgave his younger brother, but for reliability he changed all the boyars and boyar children.

In may 1512, the Principality of Kaluga was attacked by the Crimean Khan Mengli Giray, whose sons Akhmat Gireyi Burnash Giray devastated the neighborhood of Belev, Aleksin, Vorotynsk and came close to Kaluga. Semyon Ivanovich led the defense of the city against the agarians (Crimean Tatars). Without waiting for the siege of the fortress walls, the Prince went with the ship's army on the river Oka and personally fought with the Tatars from a warship. The Chronicles of the Kaluga Lavrentiev monastery are about the intervention in the battle of St. Lawrence of Kaluga, whose name is called the monastery, the fool, who with an axe in his hands inspired the townspeople to win. In memory of this feat, St. Lawrence is depicted on icons with ancient weapons.

In 1514 semen Ivanovich together with Vasily III and brother Yury participated in capture of Smolensk won from Lithuania.


Поделиться с друзьями:


Создание сайта: 5.000 руб.:

  • - Разработка ресурса 
  • - Предоставление домена вида: ИМЯ.ГОРОД.инфо.сайт
  • - Хостинг 
  • - Публикация Ваших обновлений на городском и региональном информационном сайте 
  • - Форма обратной связи 
  • - Наполнение информацией (текст, фото, аудио, видео)
  • - Поддержка ресурса 24/7

Поддержка сайта: 2.500 руб. в год:

  • - Регистрация в поисковиках 
  • - Размещение Ваших материалов 
  • - Продление доменных имен через 1 год 
  • - Оплата хостинга через 1 год 

Дополнительные условия:

  • - Сроки создания - от 1 до 3 дней 
  • - Сайты только у нас на обслуживании 
  • - Оплата через р/счет, по карте Visa или Qiwi
  • - Материалы по обновлению сайта Вы отправляете нам в неограниченном объеме в течении 1 года 
  • - Если Вы довольны нашей работой, мы продлеваем договор на следующий год.
Подпишись для связи: Вконтакте - Twitter - Facebook - Instagram
Подписка на новости:
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика